Две недели не могла взяться за этот пост. Даже вчера еще было слишком… просто слишком. А сегодня вот как раз.
26 августа ушел дедушка. Хотя он никогда не был дедушкой или дедом — всегда был Дедей. Такое вот наше словечко, а меня он всегда звал Наташенция.
Я не знаю, о чем писать. О том, что мы в принципе немного общались — ровно столько, сколько было нужно, наверное. Но всегда, кажется, знали все последние новости друг о друге и — я в это верю — взаимно друг другом гордились?..
О том, что при этом он уже когда я была замужем мог вспомнить и процитировать мои подростковые стихи…
О том, что одна единственная наша крупная ссора состоялась, когда было мне лет 12, и после этого я лет десять доказывала ему и себе, что я вовсе не то, чем он меня тогда назвал, хотя он в жизни больше об этом не вспомнил и вслух не сказал…
Или о том, что он, сын раскулаченного и репрессированного, смог выучиться, получить то высшее образование, которое хотел. Не будучи членом партии (что в его времена считалось чуть ли не обязательным для такого поприща) и регулярно высказывая довольно-таки антисоветские взгляды — стать доктором наук и заведовать кафедрой не один десяток лет…
Или о том, что он, именованный в студенческой молодости "король паркета" и дамский угодник, ровно 50 лет (и несколько месяцев) так нежно и трепетно любил и берег бабушку, что навсегда, с самой первой мысли о семейной жизни до нынешнего момента, стал для меня эталоном мужа и главы семьи… И Макс в поведении и отношении ко мне очень, очень его напоминает — мама сказала это вскоре после нашей свадьбы и повторила не так давно…
Когда бабушки не стало, дедя не потерял стержня: он охотился, он рыбачил, он ходил в лес и ездил на дачу… А ведь это было всего 7 лет назад, и ему тогда уже было за 80. Он учил меня танцевать танго, знаете ли. Тогда же. И еще как танцевал.
Он перестал читать лекции не так давно. Его никто "не уходил" — не мог, не хотел, не посмел бы — на пенсию. Он решил так сам — "когда не смог больше читать с кафедры так, как должно настоящему профессору". Как-то я общалась с одним из последних его выпускников. Он не знал, что я внучка Максимова (у нас ведь разные фамилии) и с полчаса рассказывал мне об "их потрясающем руководителе". Очень смутился, когда я сказала, что мы родственники 🙂
Я не знаю о чем писать еще — тут слишком много всего, и все уже не мной написано, так как его биографии вышла еще при жизни, пару лет назад, на 60-летие академической деятельности, кажется. Я не испытываю пустоты — после такого человека не остается пустого места, остается колоссальный, неосягаемый опыт, эталон, пример, вдохновение…
Любимая застольная присказка деди: "Выпьем, братцы, пока тут — на том свете не нальют, ну а если и нальют — выпьем там и выпьем тут". Ее все вспоминали, рассказывая о нем 🙂 Я не знаю, наливают ли там. Я просто знаю, что он сейчас со своей любимой Аллочкой, нашей бабушкой… И также гордится нами. А мы так же любим. И когда-нибудь обязательно встретимся.
Правильный дед, во все стороны правильный!
НравитсяНравится
Прекрасная жизнь! Ему там хорошо…
НравитсяНравится
аминь!
НравитсяНравится
любимых близких терять очень тяжело…
а последнее высказываение тоже всегда говорила моя покойная баба Клава:)
НравитсяНравится
грустно…
сильно соболезную 😦
НравитсяНравится