9 мая. Звоним с поздравлениями обоим здравствующим на данный момент дедам (прадедушкам для Максимки).

Мой дед всю войну провел на трубном — а значит, военного и оборонного значения — заводе на Урале. Первые не боевые, но трудовые награды получал еще будучи допризывного возраста. Именно те годы, а не только семейные традиции, определили его выбор на всю жизнь: на учебу — в Московский институт Стали и сплавов, уже вернувшись в Украину — работа на никопольском гиганте Южнотрубном, потом — руководство крупнейшим в Союзе Научно-исследовательским Трубным институтом.

Дед Макса воевал. Партизанил. Нет, он не старше моего деда. На момент окончания войны ему — вдумайтесь! — было 14 лет. Когда вся семья, кроме отца, погибла, была казнена как семья коммуниста, он чудом убежал в леса, где партизанил отец. В мирной жизни он бы только переходил из младшей школы в среднюю… в военное время в том же возрасте он ходил в разведку, работал "под прикрытием" и убивал врагов…

Заканчивал школу после войны дед уже, будучи орденоносцем и совершенно взрослой состоявшейся личностью. Впоследствии — высшее образование, и следующая серия подвигов длиною в жизнь, теперь уже трудовых, на днепропетровском шинном, где он впоследствии стал заместителем директора.

Закалка тех лет в дедах ощущается до сих пор. Они цельнее и сильнее многих и многих наших ровесников. Они жестче — с ними очень трудно спорить или в чем бы то ни было не соглашаться. Но вместе с тем, в чем-то они и намного ранимее. Кажется, пройдя горнило войны, эти люди выбрали чашу терпения и несчастий, которая может быть уготована одному человеку. Все сложности мирного времени — лишнее, как хотелось бы пожелать, чтобы они обходили наших стариков стороной!..

Один ответ на “

Add yours

  1. Да люди, которые прошли войну отличаются от нас. Мои оба дедушки и бабушка не дожили до сегодняшнего дня, пройдя войну. Дядя пропал во время войны.А мама и тетя детьми были в войну. И все до сих пор помнят.

    Нравится

      1. Да, это особое поколение… Моя бабушка, которой не стало в 2009, была 14-летней девочкой, когда ее родной Харьков был оккупирован.

        Нравится

      2. Очень особое. Моя бабушка была вполне взрослой девушкой в оккупированной Белоруссии. А бабушку моего мужа, украинку, угнали в Германию.

        Нравится

      3. !! Очень похожая история. http://angie-walker.livejournal.com/207833.html Я решила написать историю о бабушке отдельно. Много лет собиралась: она почему-то всю жизнь скрывала от всех нас, что была угнана в трудовой лагерь, и только после ее смерти я узнала правду…

        Нравится

    1. Мои родители родились уже в 50-е годы, послевоенные и спокойные. Поэтому о войне я преимущественно узнавала от бабушки. Мне кажется, это особое поколение, после них таких уже не было.

      Нравится

Оставьте комментарий

Блог на WordPress.com.

Вверх ↑